Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
· единство образовательного пространства Российской Федерации;
· преемственность основных образовательных программ;
· вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Стандарт является основой для:
· разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
· объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
· разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья
Обновленный ФГОС с 01.09.2022
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования".
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования").
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
Федеральная образовательная программа начального общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372)
Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370)
Изменения во ФГОС НОО, ООО с 2024-2025 года
Минпросвещения приняло новые поправки во ФГОС НОО и ООО обоих поколений. Изменения будут вступать в действие в два этапа – с 01.09.2024 и 01.09.2025.
! ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ С 1 СЕНТЯБРЯ 2024 Г: КАКИМ БУДЕТ ПРЕДМЕТ "ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования"(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330) http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402220008?ysclid=lvfa6bj95j70762373
С 1 сентября 2024 года у предмета «Технология» появляется дополнительное название. Теперь этот предмет называется – «Труд (технология)».
❗ Изменения были внесены во ФГОС НОО, ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021. Предметные результаты остались без изменений. Опубликован Приказ Минпросвещения №1028 от 27.12.2023 года http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402050004?ysclid=lvfa8f1e6k164710221, который вносит изменения в стандарты основного и среднего общего образования.
Изменяться требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Конкретизировали и изменили наименования предметов в учебном плане:
❌ Было:
• «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
✔️ Станет:
• «Основы безопасности и защиты Родины»
• «Физическая культура»
Изменения во ФГОС ООО с 01.09.2025
1. Минпросвещения решило дополнить историю новым курсом – «История нашего края», который заменит предмет ОДНКНР. Планируется, что замена произойдет 1 сентября 2025 года. Для этого были внесены изменения во ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021. Это объясняет, почему рабочие программы по ОДНКНР в ФОП ООО разработаны только для 5-6 классов, несмотря на требования ФГОС ООО-2021.
2. Во ФГОС ООО-2021 есть и другие обновления: скорректировали предметные результаты по истории. Они не изменяют основную идею, но слегка по-другому определяют приоритеты.
3. Также были добавлены предметные результаты для курса «История нашего края».
Обучение по данной программе будет направлено на достижение учащимися следующих результатов:
• понимание важности вклада представителей различных народов России в создание цивилизационного наследия страны;
• понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
• поддержка интереса к традициям собственного и иных народов России;
• знание исторических примеров помощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
• формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным взглядам народов РФ;
• осознание важности межнационального и религиозного согласия;
• формирование представлений о традиционном духовном наследии народов России;
• знание и уважение к государственной символике РФ;
• понимание единства и культурного многообразия народов России, а также роли русского языка как государственного и средства межнационального общения;
• осознавать единство и многообразие культур народов Российской Федерации, роль русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования"(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331) http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402220046?ysclid=lvfaa32q5m882811461
ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Если Проект будет одобрен, то приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных подпунктов, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г.
Будет увеличено общее число часов на изучение истории с 340 до 476 часов:
в 5-8 классах — по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях,
в 9 классе — по 2 часа в неделю.
Новая структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История» по классам.
Обществознание в основной школе будет изучаться только в 9 классе по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
На изучение литературы выделят 442 часа:
в 5, 6, 9 классах по 3 часа в неделю,
в 7 и 8 классах — по 2 часа в неделю.
Изменения и в связи с введением учебного предмета «Труд (технология)».
Общее число часов, рекомендованных для его изучения, – 272 часа:
в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Дополнительно рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа по предмету «Труд (технология)» строится по модульному принципу и включает обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в рамках, отведенных на учебный предмет часов («Производство и технологии», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»), и вариативные модули, разработанные по запросу участников образовательных отношений, в соответствии с этнокультурными и региональными особенностями, углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей («Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство» и др.).