ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г. Калининска"
г. Калининск Саратовской области
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

    3. Инструмента роста качества российского образования.

    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.Хочу такой сайт

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    1. Общепользовательская.

    2. Общепедагогическая.

    3. Предметно-педагогическая.

    Новые компетенции педагога:

    · Работа с одаренными учащимися.

    · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

    · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

    · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

    · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Цель применения

    · Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

    · Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

    · Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

    · Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    1. Общие сведения.

    2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

    3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

    4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    · обучение;

    · воспитательную работу;

    · развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

    · профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Перечень профессиональных стандартов

    01 Образование и наука
    При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814.
    01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
    01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
    01.003

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н

    Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028

    Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н
    01.005 Специалист в области воспитания     
    Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н
    01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н
    01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н
    01.008

    Руководитель научной организации

    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н
    01.009

    Научный руководитель научной организации

    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н
    01.010

    Руководитель образовательной организации высшего образования

    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н
    01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н
    01.012

    Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям

    Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028

    Приказ Минтруда России от 21.10.2021 N 751н

    Снижение документационной нагрузки педагогам
    С 1 сентября 2023 года изменяются нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании в РФ» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.


    Приказ Минпросвещения от 21.07.2022 № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-21072022-n-582-ob-utverzhdenii/
    Совместное письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора от 22.12.2022 № СК-773/03 / 01-141/01-01 "О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации" https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/other/69576/
    Регламент согласования Минпросвещения России дополнительного перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ https://sudact.ru/law/reglament-soglasovaniia-minprosveshcheniia-rossii-dopolnitelnogo-perechnia-dokumentatsii/

    Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 6 июля 2022 года hhttps://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=427443

    Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 N 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2024 N 80454) http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412050007 

    Обратная связь по вопросам документационной нагрузки

    Федеральный уровень:

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47, части 6.1, 6.2

    Приказ Минпросвещения России от 21.07.2022 N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ"

    Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 N 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2024 N 80454)

    Региональный уровень:

    Приказы:

    Приказ министерства образования Саратовской области от 21.08.2023 № 1449 "Об организации работы во исполнение частей 6.1, 6.2 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    Письма:

    Письмо от 21.04.2023 № 01-27/3601  "О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации"

    Письмо от 02.05.2023 № 01-27/3857 "О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации"

    Письмо от 02.11.2022 № 01-25/8553  "Об избыточной отчетности педагогических работников"


    ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ по вопросам документационной нагрузки: +7 (8452) 49-93-14
     

    Резолюция Областного образовательного форума: "ПРО.Образование.64.Векторы развития"

    О снижении бюрократической нагрузки (Председатель Правительства РФ М.В.Мишустин)

    О снижении бюрократической нагрузки (Глава РОСОБРНАДЗОРА А.А.Музаев)

    Снижение документационной нагрузки на педагогических работников, реализующих основные общеобразовательные программы (СОИРО)

    Снижение документационной нагрузки на педагогических работников в Саратовской области (Комитет по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования Саратовской области)
     

    Школьный уровень:


    Утвержден перечень документации, необходимой для заполнения педагогами при реализации основных общеобразовательных программ:
    1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
    2) журнал учета успеваемости;
    3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
    4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
    5) характеристика на обучающегося (по запросу).


    Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на иных административных работников. Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию Минпросвещения России.

    ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ по вопросам : 88454931220

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Локальные акты
    • Нормативные
    • Локальные
    • Федеральные
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Прочие

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике